close

Центр детского развития "УМКА"

Галерея

  • Дети пишут за столом
  • Девочка пишет за столом
  • Дети стоят в кругу с педагогом
  • Дети стоят у доски с воспитателем
  • Дети прикрепляют картинки к доске
  • Дети смотрят фотографии за столом

Контакты

Адрес

г. Минск, ул. Притыцкого, 90

Номер телефона

+375 (29) 655 63 65 +375 (17) 390 18 68

Зачем нужны ролевые игры с детьми и как играть

Ребёнок с лёгкостью превращается в супергероя, принцессу, животных или автомобиль? Это и есть желание малыша к ролевым играм. Зачастую родители считают довольно утомительными такие взаимодействия, но это очень важный этап раннего развития в 2-3 года. В чем же практическая польза таких перевоплощений и как правильно играть с малышом разберёмся подробнее.

совместные игры

Ролевые игры – это объединение фантазии и творчества ребёнка, которые позволяют развить когнитивные, эмоциональные и социальные навыки, исследуя мир. Именно подобные игры помогают развить внимание и самоконтроль дошкольника, пусть это будут динозавры, игра у врача, строительство или сказочные персонажи. При этом конечный результат практически не имеет значения, поскольку главное удовольствие приносит сам процесс.

Важно! Ролевые игры позволяют эффективно бороться с тревогами и страхами, которые могут быть вызваны различными ситуациями: первый день в детском саду, посещение врача. Именно проигрывание ситуаций с раздачей ролей позволяет малышу чувствовать себя безопасно и получить дополнительную поддержку от взрослых. Как результат – правильное раннее развитие детей 2-3 лет и формирует представление о внешнем мире.

Почему ролевые игры так важны для ребёнка

В процессе сюжетной игры малыши учатся контактировать с окружающими: задают вопросы, получают ответы, следят за жестами, мимикой и эмоциями родителей. Все это очень важно для полноценного развития. Игры в ролях – это традиционное увлечение всех малышей, которое позволяет сформировать личность, наладить взаимоотношения со сверстниками, проявляя внимание и оказывая помощь. И чем старше ребёнок, тем больше ему нужно общение с другими детьми.

Хорошие сюжетно-ролевые занятие позволяют научить:

  • Выражать весь спектр эмоций.
  • Находить общее согласие в общении со сверстниками.
  • Решать конфликты и спорные ситуации.
  • Помогать и сопереживать.
  • Отлично развивает фантазию.
  • Это отличный способ адаптации к детскому саду.
  • Полезное и интересное времяпрепровождения.

Переходы к новым формам общения

С ростом и развитием ребёнка, он все больше стремиться к самостоятельности. Параллельно меняется круг интересов и направление игровой деятельности. Существенно расширяется значение самого процесса общения дети получают все больше информации и учатся передавать собственную. В ходе подобных игр, проявляется симпатия ко сверстникам и желание общаться с другими детьми.

В то же время необходимо отметить, что самостоятельная ролевая игра не позволит принести ребёнку максимальное удовольствие и будет продолжаться недолго. Для полного ознакомления с окружающим миром важно командное взаимодействие и обмен определены опытом и знаниями. В силу этого родитель должен играть вместе с малышом, это позволит существенно разнообразить игровую линию и предоставить ребёнку больше полезной информации.

Смена сюжета ролевых игр в зависимости от возраста

игры в пиратов
  • До 2 лет. В этом возрасте сюжетные игры основаны на ежедневных занятиях: прогулки, сон, купание, приём пищи. При этом ребёнок может выполнять такие же воображаемые действия со своими игрушками. Вместе с родителями малыш может кормить кукол или укладывать их спать. Ранее развитие детей в 2 года является ключевым моментом для расширения кругозора малыша.
  • 2 - 3 года. Данная возрастная категория во время игры использует больше эмоций и может проговаривать свои действия, комментируя происходящие. Более того, ребёнок уже планирует наперёд определённые этапы в рамках темы игры. К примеру, малыш не только кормит свои игрушки, но и ухаживает за куклами.
  • 3,5 - 4 года. Все игры на воображение становятся разнообразными и могут насыщаться различными событиями. Часто в игру дети переносят собственный опыт, которые уже пережили или увидели в мультфильме. Вместе с тем ребёнок может самостоятельно озвучивать каждого персонажа со сменой интонации. Сюжет игры может иметь чёткое прослеживание действий, связанных со сменой времени года или периода суток. Уже в таком возрасте игрушками может стать практически любой предмет: коробка – машинка, а палка – меч.
  • 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок может распределить полноценные роли между друзьями в саду или членами собственной семьи. Это самый высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры, где применяются жесты, богатый словарный запас, смена интонаций и прослеживается логичная цепочка всего сюжета. За счёт коммуникации с родителями, сюжеты становятся все более интересными, разнообразными и глубокими. Это могут быть полноценные истории с множеством действующих лиц.

Как играть с детьми в ролевые игры

Родители могут оказывать поддержку в сюжетных играх, придуманных малышом, а также задавать им эмоциональный окрас и дополнять различными направлениями. С маленькими ребятами играть довольно просто, достаточно в руках держать несколько предметов, которые интересны малышу. При этом не нужно навязывать свои идеи, малыш должен сам решать, чем он хочет заниматься.

Важно понимать, что ролевая игра и главная роль в раннем развитии от 2 года принадлежит только ребёнку. В то же время взрослые отходят на второй план и могут оказывать вспомогательное действие. Не нужно брать руководство всем сценарием на себя. Хорошо, если взрослый будет задавать дополнительные вопросы по сюжету: что будет дальше, почему так, что произошло с героем и т.д. Такие условия будут активизировать желание на познание мира и расширит кругозор малыша.

Во что играть дома?

игра в доктора

Чем старше становиться ребёнок, тем время игры становиться длиннее, а сюжет содержит множество деталей. Соответственно, процесс намного интереснее. Как правило, основная сюжетная линия взята с окружающей действительности.

Конкретные направления сюжетно ролевой игры во многом зависит от фантазии взрослых. Родители могут предложить ребёнку массу направлений и сценариев:

  • Играть в доктора с применением детского набора инструментов.
  • Поиграть в магазин, где ребёнок будет продавцом или покупателем.
  • Игра в дочки-матери: переодеть, накормить и уложить спасть с различными дополнениями.
  • Позволить малышку стать поваром и вместе приготовить что-то вкусное.
  • Построить комический корабль или машину с картона и отправиться в путешествие.

Данный список можно существенно расширить. Все зависит от предпочтений малыша и желания родителей. Ролевые игры позволяют ребёнку почувствовать себя взрослым и принимать участия в решении различных проблем во взрослой жизни.

Главные правила успешной игры:

  1. Важно в процессе раннего развития ребёнка уделять достаточное количество времени на то, чтобы продумать сюжет, подготовить реквизиты и проиграть весь сценарий.
  2. Продуманная и сложная ролевая игра может длиться не один час, а несколько дней. Отлично, если будет возможность оставлять на месте используемые декорации.
  3. Замечательно, если для игры есть много пространства, можно шуметь и перемещаться в процессе.
  4. Психологи не рекомендуют в таких играх использовать готовые костюмы или игрушки. Желательно использовать различные окружающие предметы. Вооружившись бумагой, тканью, фольгой, ленточками и другими материалам можно совместно создать практически все. Это будет развивать фантазию, откроет возможности повседневных предметов в новом формате.

Ролевые игры – важный этап раннего развития детей дошкольного возраста. Такое времяпрепровождения в компании с родителями позволяет малышу развиваться и более глубоко познавать окружающий мир.

Вверх