Каждый ребенок по мере взросления вступает во все большие контакты с окружающими людьми. От того, насколько он общителен, как умеет демонстрировать свои мысли и чувства, как реагирует на слова и действия людей, во многом зависит, будет ли он успешен в жизни, в школьном обучении, в своем личностном развитии.
Малыш живет в социуме, он должен быть адаптирован в нем. Именно поэтому столь важен процесс формирования социально-коммуникативных навыков у детей.
Социальные умения возникают у ребенка на фоне получения знаний о том мире, где он живет, о его собственном месте в обществе, о том, как люди взаимодействуют друг с другом. Присваивая способы общения окружающих, примеряя их на себя, дошкольник осваивает навыки гибкого взаимодействия.
Таким образом, к социальным умениям следует отнести:
Проявления социальных навыков могут быть в словесной форме или с помощью жестикуляции, всеми средствами языка тела. Длительный период овладения всем этим арсеналом называют социализацией.
Коммуникация – это общение. Все то, что помогает человеку объяснить свою мысль, относится к коммуникативным умениям. Чем доходчивее донесет человек сведения до других, чем лучше поймет то, что ему хотят сказать, тем проще будут выстраиваться отношения с партнерами по игре, учебе, в быту.
Очень важным периодом для развития личности малыша является дошкольное детство. На этом этапе он узнает многое об окружающем мире и идентифицирует себя как члена общества. Важно не упустить возможность в дошкольном возрасте сформировать социально-коммуникативные навыки.
До детского сада малыш находится в центре внимания своей семьи. Но когда приходит пора «выйти в свет», у многих возникают затруднения при общении с взрослыми и детьми.
Познакомиться или просто обратиться к сверстнику для них проблема. Они стесняются ответить на обращение. Не знают, как поддержать возникший контакт. Им сложно выразить свою симпатию, сожаление, любовь. В результате маленький «бука» оказывается вне коллектива.
Ребенок утрачивает возможность усвоения социальных норм общения, познание моральных и нравственных ориентиров проходит мимо. Самоопределение в детском коллективе сопровождается большими трудностями, формируется заниженная самооценка.
Развитие социальных навыков у детей начинается в семейной обстановке при естественном повседневном общении. Мама и папа ненавязчиво знакомят с духовными ценностями, рассказывают о правильном поведении, учат первоначальному этикету и партнерским отношениям.
Мудрые взрослые должны позаботиться, чтобы дети узнали о своих правах и обязанностях, научились устанавливать рамки общения с людьми разного возраста, смогли найти свое место в общественной системе отношений.
К сожалению, ритм современной жизни настолько жесткий, что родители порой не находят времени, чтобы раскрыть детям секреты человеческого общения и правильного поведения. Реальную помощь могут оказать детские образовательные центры.
Детский центр развивающего обучения создан для того, чтобы ребенок, приходящий на занятия, максимально раскрыл свой личностный потенциал. Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Через нее дети познают мир и адаптируются в нем. Поэтому каждое занятие любой направленности наполнено игровыми компонентами. Через игру педагоги центра:
В игре дошкольник становится субъектом деятельности, в которой он должен проявить себя как личность, найти путь решения той или иной проблемы. Ребятам это сделать не трудно, потому что все происходит как бы понарошку. Но они переживают ситуацию и подсознательно усваивают правила поведения и общения вполне серьезно.
У ребят-дошкольников очень живое воображение. Знание возрастных особенностей детей, умение найти индивидуальный подход к ребенку позволяет формировать уверенность и самостоятельность каждого, учить самоконтролю и приемам общения, стимулировать любознательность и стремление к сотрудничеству.
Непринужденная среда общения, доброжелательность взрослых помогают каждому участнику занятий осознавать себя участником личностных и социальных взаимодействий. У дошкольников формируется уверенность в собственных силах, что пригодится ему в дальнейшей жизни.
Ситуативное моделирование с привлечением всех детей основано на желании принять участие в игре. В ходе живой интересной деятельности участники вступают в общение, следуют правилам и сюжету, «примеряют» на себя ту или иную социальную роль. При этом требуется не только воспользоваться личным опытом, но и найти решение в конкретной ситуации.
Умело организованное общение в детской группе диктует необходимость подчинения действий, слов, мыслей определенной цели, формирует целеустремленность и первичные навыки самоконтроля.
Таким образом, происходит формирование важных социально-коммуникативных навыков в условиях активной интересной деятельности. Работу необходимо вести системно. Условия для этого созданы в детском центре.