close

Центр детского развития "УМКА"

Галерея
  • Дети пишут за столом
  • Девочка пишет за столом
  • Дети стоят в кругу с педагогом
  • Дети стоят у доски с воспитателем
  • Дети прикрепляют картинки к доске
  • Дети смотрят фотографии за столом
Контакты
Адрес

г. Минск, ул. Притыцкого, 90

Номер телефона

+375 (29) 655 63 65 +375 (17) 390 18 68

Почему дошкольникам полезно играть вместе?

Споры о том, так ли нужен детский сад ребенку идут давно. Часть родителей уверены, что это лишнее и в большом коллективе нет ничего хорошего. Другие взрослые выбирают мини-сад для детей. Небольшой коллектив, под контролем педагога, занимается разными видами деятельности — учебной, игровой, творческой. Все они важны для полноценного развития.

логопед с ребенком

Что дает совместная игра?

Многие не стремятся отдавать ребенка в детский сад, так как уверены: там только играют и мало чему учат. Другое дело, всякие кружки и секции. Там точно ребенок научится полезным навыкам.

Однако если обратиться к возрастной психологии, то станут очевидными некоторые моменты. Так, в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности становится игра. Именно через нее ребенок познает мир и оттачивает навыки.

Есть еще одна особенность — совместная игра улучшает психическую устойчивость ребенка. В школьной и взрослой жизни ему будет намного проще. Еще уменьшается вероятность развития эмоциональных нарушений, таких как гиперактивность и замкнутость.

Мини детский сад предоставляет детям свободную игру. Они могут строить дома или кубиков, использовать игрушки, формировать небольшие группы. Польза совместной игры отмечена в Кембриджском исследовании. Согласно ему, дети, которые чаще играли друг с другом, и чьи родители поощряли общение, обладают большой устойчивостью.

Какие цели могут быть у совместной игры?

логопедическое обучение с детьми

Игра — это не только развлечение. Это способ отработки социальных ролей. Например, через игру ребенок может примерять на себя разные профессии. Еще через совместную игру проще развивать нравственность. Так, дети могут отрабатывать разные модели — можно ли обижать младших, стоит ли уступать место в транспорте и другие.

Совместная деятельность развивает множество полезных навыков. Основной — сотрудничество. Ребенок может играть сам с собой, но стоит ему привлечь других, как в его психике происходят изменения. Он сталкивается с необходимостью учитывать мнение других детей. Еще ребенку приходится учитывать правила игры.

Подобная адаптация особенно важна для школьной жизни. Поэтому ее нельзя сбрасывать со счетов. Общение в кружках и секциях не даст опыта совместной игры. Все дело в ограниченном времени. В детском саду ребенок проводит несколько часов, а то и целый день.

В условиях работы в коллективе человеку придется сталкиваться с разными сложностями. Основная — взаимодействие с другими людьми. Не всегда это комфортно. Придется искать компромиссы и договариваться.

В ходе совместных игр развиваются навыки эмоционального контроля. С ними ребенку проще сдерживать себя. Еще в ходе игр он учится сопереживать и сочувствовать другим людям. Это развивает эмпатию.

Особенно совместные игры полезны при привлечении детей разных возрастов. Например, старшие дошкольники учатся:

  • лидерству;
  • ответственности;
  • самостоятельности.

Младшим детям совместная деятельность тоже приносит пользу. Так, маленький ребенок приглашен в ролевую игру. Его деятельность до этого ограничивалась манипуляциями с предметами. Благодаря привлечению ребенок младшего дошкольного возраста узнает о ролевой игре, например, "Дочки-матери". Это открывает для него новые возможности.

Всегда ли игры полезны?

логопед с ребенком

В целом, любая игра приносит пользу для ребенка. Однако если цель — развитие личности, то стоит вмешаться в процесс. Детям стоит предлагать игры, где можно обмениваться опытом, следовать правилам и отрабатывать навыки, которые пригодятся в жизни.

При этом ребенок может попасть в конфликтную ситуацию. Например, когда стоит спор о применении правил или выборе победителя — взрослым не стоит вмешиваться. Почему? Потому что навык решения конфликтных ситуаций тоже важен для детей.

Может показаться, что бабушка или дедушка могут стать компанией для ребенка. Однако это ошибочное заблуждение: взрослый никогда не сможет играть на том же уровне, что и дети. Как бы он ни старался, но психика изменилась и отличается от детской.

Как организовать совместную игру?

логопедическое обучение с детьми

В детском саду всем занимается воспитатель. Он же корректирует действия воспитанников. В остальных ситуациях требуется помощь родителей. Простой вариант: сюжетные игры. Это "Семья", "Детский сад", "Школа". Между детьми распределяют роли. Потом им остается только следовать им. Например, можно спросить, что должна делать мама или папа.

Другой вариант — игры на развитие мыслительных навыков. Например, "Что изменилось". Один ребенок выставляет на стол 5-6 фигурок. Другие запоминают их и отворачиваются. После убирается одна фигурка. Детям нужно понять, какая исчезла.

Еще нужно помнить, что в процессе игры возникают конфликтные ситуации. Взрослый должен показать способы решения. Сами по себе они не возникают.

Совместная игра может быть организована между сиблингами. В этом случае родителям нужно подтолкнуть их друг к другу. Например, можно предложить старшему ребенку помочь младшему справиться с заданием:

  • покормить кукол;
  • рассадить игрушки вокруг стола;
  • построить башню.

Важно не превращать ребенка полностью в няньку — это вызовет негативную реакцию. Стоит привлекать его только время от времени. Еще при использовании совместной игры взрослым нужно показывать детям, как важно уметь уступать и договариваться. Только процесс должен быть обоюдным и не превращаться в ситуацию, когда уступает один и тот же ребенок.

Важно предоставлять ребенку большое количество игрушек. Тогда ему будет чем заняться с товарищами. Родителям стоит всегда поощрять совместную деятельность детей. Тогда малыши начнут стремиться к ней. Иногда достаточно показать способы развлечений. Например, вместе проще строить дома из кубиков.

Частный мини-сад идеальное место для ребенка. Небольшой коллектив, воспитатель и множество игрушек способны надолго занять его. Дополнительно проводятся учебные занятия. В детском саду ребенок приобретает массу друзей. Навык установки социальных связей пригодится во взрослой жизни.


Вверх