Довольно часто родители пытаются соответствовать тем нормам воспитания, которых придерживается общество, рекомендациям старшего поколения, а также личным представлениям о том, как надо поступать правильно. Не стоит забывать: следуем мы верным правилам? Или все-таки заблуждаемся и опираемся на мифы о воспитании? Что из себя представляют эти домыслы, и сколько в них правды, попробуем разобраться вместе с детским педагогом-психологом.
На самом деле при рождении в нас во всех заложены некоторые свойства, которые нам достались от природы. Сюда можно отнести чувственность, активность, эмоциональность и некоторые другие особенности. В период жизненного становления у человека формируется характер.
Значит, характерные особенности – это сочетание свойств, доступных ребенку от рождения и приобретенных в течение жизни. И цель родителей – выделить природные черты малыша, чтобы принять их. При этом развивать его личностные особенности, как проявление врожденных, сглаживая углы и направляя ребенка к правильному выбору.
Давайте разбираться, что не так с этим мифом.
Мама и папа, как и дом, в котором живет ребенок – символ постоянства и защищенности. Именно отсюда он черпает новые силы и приобретает знания. Если родители достаточно щедры в любви, во внимании, участии в жизни, заботе – малыш растет сильным и благополучным человеком. Он сумеет преодолеть все неприятности, которые могут случиться во взрослой жизни.
А если самые дорогие люди оставляют его наедине с опасностью, с которой ему сложно справиться в силу возраста? Родители укрепляют в ребенке мнение, что окружающий мир не несет ничего доброго, он враждебен и опасен. Поэтому нужно много раз подумать, что лучше – пожалеть и приласкать или оставить в страхе и с неразрешенной проблемой.
Если родители не справляются с воспитанием обычными словами, всегда можно обратиться за помощью к детскому педагогу-психологу, который сможет разрешить проблему и скорректировать поведение ребенка.
Очень важно в данном случае объяснить детям, что возможности у всех родителей разные. То, что запросто могут купить однокласснику его мама и папа, не всегда доступно для приобретения в другой семье.
Если вы замечаете, что для ребенка важно иметь то же, что есть у его сверстников, но у вас пока нет такой возможности, попробуйте договориться с ним. Дайте слово, что будете делать всё возможное, чтобы его мечта стала явью. А если вы не готовы сделать покупку, скажите об этом честно и дайте возможность сыну или дочери выразить свои эмоции.
Шалости – это нормальная потребность детей, а не результат плохого воспитания. А вот объяснить правила поведения в местах с большим скоплением людей – задача родителей.
Хорошая мама и правильное воспитание – немного разные понятия. Для начала нужно разобраться, что для вас значит определение «хорошая мама». Решите для себя, что самое важное в этом понятии для вас и для вашего ребенка.
Разберем пример на семье, в которой мама одна воспитывает мальчика. Конечно, существует некоторый риск того, что воспитание смелости и уверенности, потребует гораздо больше необходимого времени и моральных сил. Однако, рядом существуют люди, которые могут оказать помощь – ситуация в корне меняется. Они могут олицетворять тот пример, которого так не хватает в образе отца.
Другая ситуация – папа, который один воспитывает дочь. Означает ли это, что девочка не вырастет цельной личностью? Совершенно нет! Помочь папе воспитать дочь может специалист, который даст рекомендации, как вести диалог, как научить гигиене и как стать для дочери настоящим другом.
Существует множество вариантов, чтобы дать малышу то, что ему бы принадлежало, если бы он воспитывался в полной семье. Дети, воспитанные одним родителем, вполне способны вырасти счастливыми и целеустремленными, как и те, кого растили вместе мама и папа.
Итак, все дети рождаются совершенно непохожими друг на друга. Педагогика не обладает готовыми решениями, которые одинаково подходят для всех проблем в воспитании. Нельзя уравнять между собой совершенно разные семьи, даже несмотря на то, что их ситуации схожи. Каждая проблема индивидуальна. И решать ее нужно с учетом характерных особенностей, а не опираться на общепринятые мифы.