Заикание – популярная форма нарушения беглости речи и речевого потока человека. Многие дети в возрасте до 5 лет заикаются, однако по мере взросления в большинстве случаев заикание проходит само собой. Обычно это происходит, когда ребёнок идёт в начальную школу и вступает в активную коммуникацию со своими сверстниками.
Но иногда ребёнку нужна помощь в том, чтобы избавиться от заикания, особенно если это оказывает влияние на его социальную жизнь – когда из-за заикания ребёнок меньше общается с одноклассниками и предпочитает отмалчиваться вместо того, чтобы активно развивать свою речь и налаживать отношения с окружающими людьми.
Говорите со своим ребёнком медленно и выдерживайте необходимые паузы. Подождите несколько секунд, прежде чем отвечать, и дайте ребёнку спокойно закончить свою мысль. Ваша медленная речь расслабляюще подействует на ребёнка и будет эффективнее любой критики. Не стоит упрекать ребёнка, торопить его и просить повторить сказанное медленнее – все это лишь усилит его стресс и создаст дополнительные препятствия на пути к чистой беглой речи.
От того, что вы попросите ребёнка (или тем более потребуете от него) говорить чётко и правильно, он этому не научится. Заикание – особый психологический процесс, требующий внимания и работы специалиста – логопеда-психолога. Важно, чтобы общение с вами было для ребёнка комфортным и приятным.
Некоторым может быть непросто до конца выслушивать человека, который заикается. Мы стремимся закончить фразу за человека, задаём ему наводящие вопросы. Такие методы – это все равно, что оказание медвежьей услуги. Так делают люди, которые пытаются сберечь собственное время, а не помочь человеку с заиканием.
Многие родители также просят ребёнка сначала хорошо подумать и сформулировать мысль, и лишь потом её озвучивать. Такой подход лишь усиливает стресс и давит на ребёнка вместо того, чтобы ему помочь.
Дети говорят свободнее, когда озвучивают собственные мысли, а не отвечают на чьи-то вопросы. Дайте ребёнку выразить себя самостоятельно и не задавайте наводящих вопросов. Вместо этого прокомментируйте его слова, давая понять, что вы понимаете, о чем говорит ваш ребёнок.
Мимика, жесты, язык тела – все это сопровождает любой процесс коммуникации, и при общении с заикающимся ребеком особенно важно подключать дополнительные невербальные сигналы. Кивайте, улыбайтесь, поддерживайте зрительный контакт с ребёнком и не показывайте негативных эмоций. Ребёнок должен видеть, что для вас важнее, что он говорит, а не то, как он это делает.
Просить ребёнка говорить или читать вслух в моменты, когда он этого не хочет или в периоды усиления заикания – однозначно не самая удачная идея. В такие периоды следует поощрять желание ребёнка заняться чем-то, что не требует его активной речевой активности.
Не стоит спешить, суетиться и повышать голос на домочадцев. Особенно не стоит кричать на своих детей – это один из самых популярных факторов возникновения у них заикания в той или иной форме. Сделайте это важным правилом своего дома, и вы заметите, что улучается не только речь вашего ребёнка, но и ваше собственное эмоциональное состояние.
Все члены вашей семьи должны научиться с уважением относиться друг к другу и регулярно общаться. Во время ужина не включайте телевизор и не берите телефон – уделяйте это время друг другу. Пусть каждый имеет возможность быть выслушанным. Нельзя перебивать друг друга – так ребёнок поймёт, что и он тоже будет здесь услышан.
Каждый день проводите с ним время, предоставляя ему право выбрать, чем он хочет заняться и будет ли он при этом разговаривать. Это помогает ребёнку укрепить свою уверенность в том, что родителям нравится его компания и он ценен и важен. Как только ребёнку станет комфортно и он привыкнет к этому, он сам начнёт делиться своими переживаниями вслух.
Для ребёнка нет ничего важнее, чем знать, что родные люди готовы всегда быть рядом и принимают его таким, какой он есть. Поддержка и безусловная родительская любовь – это ключевое условие для решения любых проблем во взаимоотношениях с ребёнком, особенно с тем, который испытывает те или иные трудности.
Иногда дефекты речи и заикание выражены у ребёнка слабо и вполне поддаются корректировке при внимательном отношении и соблюдении ряда обозначенных выше условий. В этом плане важнейшим условием для улучшения речи является создание правильного психологического фона.
Но иногда бывает так, что обойтись без помощи специалиста трудно. Обратитесь к дефектологу или логопеду, если вы заметили за своим ребёнком следующие признаки:
Если вы ищете дефектолога или логопеда в Минске, наш детский центр развития «Умка» готов оказать вам содействие и помощь в работе с ребёнком. Записывайтесь на консультацию, позвонив по нашему контактному телефону или оставив заявку на сайте.