Мышление – инструмент, без которого невозможно прожить. Начинать развивать следует в детском возрасте. Ввиду того, что дети не могут сделать это самостоятельно, ответственность ложится на плечи родителей. Игры – это то, с помощью чего тренируется мозг, развивается мыслительная активность, сообразительность.
Игра развивает логику, учит задавать вопросы, отвечать и анализировать сказанное. Потребуется: карточки для игры (продаются в магазине), при отсутствии собственное воображение.
Как играть: ведущий загадывает ребенку слово, ребенок отгадывает, что он имеет ввиду. У ведущего два ответа «да» или «нет». Вначале можно дать подсказку, например, это какое-то животное». Слова подбираются в соответствии с возрастом ребенка, можно усложнять, делать легче.
Для игры требуется воображение. Как играть: для ребенка загадывается жизненная ситуация. Задача ребенка – понять, почему так произошло, что сделать, чтобы выйти из сложившейся ситуации, рассказать, как должен вести себя герой истории.
Примерное задание: мальчик пошел гулять без проса, его наказала мама. Почему так произошло, как должен был поступить каждый из героев? Ситуации могут быть разными, с одним или несколькими ответами. Чем больше идей предлагает ребенок, тем лучше.
Можно заранее приготовить карточки с рисунками в виде людей, животных и так далее. Задача ведущего: называет несколько слов игроку (в качестве альтернативы показывает 3 карточки), слово/карточка лишнее. Например:
Задача игрока – выяснить, какой предмет или слово лишнее и назвать его. После того как ребенок поймет суть игры и ее задачу, можно поменяться с ним местами, он задает вопросы, взрослый отвечает.
Для игры готовятся карточки с изображениями предметов. Как играть: на столе ведущий раскладывает карточки, на них разные предметы (растения, животные, транспорт и прочее), чем их больше, тем лучше. Что должен сделать игрок: распределение по группам. Это группа животных, письменные принадлежности, предметы гардероба, столовые приборы и прочее. Каждая карточка должна найти свое место.
Дети научатся классифицировать предметы по их признакам. Будут объяснять, чем руководствовались при выборе группы для карточки, приведут аргументы, если кто-то не согласен с выбором.
Цель игры- научит как можно быстрее оценивать правильность произнесенных фраз или слов. Развивается не только логическое мышление, но и координация. Для игры понадобится маленький резиновый мячик.
Как играть: ведущий озвучивает ситуации, какие-то могут быть реальными (происходят в жизни), другие из мира фантастики. В процессе произнесения мяч бросается ребенку, тот ловит и тут же бросает в ответ. Вместе с тем ребенок отвечает, бывает или не бывает. Решение принимается практически мгновенно.
Примеры ситуаций для игры:
Ситуации разные, ограничены исключительно фантазиями ведущего.
Игра развивает логическое мышление, учит связывать предметы между собой по ассоциациям, свойствам. Подходит для тех детей, которые уже знакомы с существительными. Для игры нужен резиновый мячик, размер небольшой. Способ игры: ведущий называет существительное и одновременно бросает мяч ребенку. Что делает игрок:
Например, ведущий называет слово огурец, игрок говорит: «зеленый, сочный, длинный» и так далее. Если ведущий видит, ребенку сложно освоить процесс игры, задача упрощается. Ребенку нужно объяснить, какой ответ нужно называть. То есть описать слово, сказанное им, размер, цвет, форма и так далее.
Если игра наоборот простая, она усложняется. Называется не существительное, а прилагательное (несколько), ребенок угадывает, о чем речь. Например: желтый, длинный, в форме полумесяца. Ответ: банан.
Игра подходит скорее школьникам начальных классов. Мало кто играет с ними, тем временем даже в таком возрасте логическое мышление нуждается в развитии.
Игра расширяет словарный запас ребенка, развивает логическое мышление. Никаких дополнительных материалов, инструментов для игры не понадобится. Способ игры: ведущий называет ребенку какое-то прилагательное. Задача игрока: назвать противоположное по смыслу слово. В качестве примера можно привести:
Как правило дети быстро понимают суть игры и подбирать антонимы не составляет труда. Как только ведущий видит, что игра кажется легкой, нужно озвучивать слова, придумать антонимы, к которым, сложнее. Либо называется одно слово, игрок несколько противоположных ему. Можно выбирать некоторые ответы и просить объяснить, почему были подобраны именно эти слова, а не какие-то другие.
Игра расширяет, формирует словарный запас, способствует развитию логического мышления. На основе общих признаков слова формируются по группам. Никаких дополнительных материалов для игры не требуется.
Способ игры: ведущий называет несколько слов, игрок объединяет их в одно слово, то есть в группу. В качестве примера:
При желании правила игры изменяются. Например, ведущий называет «животные», игрок подбирает слова, подходящие под группу.
Еще один хороший способ, позволяющий развить логическое мышление – это изостудия для детей. Рисование по заданию педагога, изображение ассоциаций относительно чего-то на листике бумаги – все это будет полезным в младшем и подростковом возрасте.